Чаще всего, идея начать свой бизнес приходит в голову друзьям во время очередного веселого времяпрепровождения. Они хорошо знают друг друга и доверяют друг другу. Срабатывает чувство коллективизма – вместе не так страшно, да и первоначальные расходы можно поделить, можно подбадривать и подталкивать друг друга, «одна голова хорошо, а две лучше» и т.д…

Это самый лучший способ потерять друзей и загубить свой бизнес!

Прислушайтесь к нашим советам:

1. Если есть хоть малейшая возможность, начинайте бизнес самостоятельно.

Какая бы крепкая дружба у Вас не была, она будет подвергнута серьезным испытаниям. Вырастить бизнес – не весело и не легко.

Бизнес похож на создание семьи. Помните статистику? 2/3 молодых семей распадаются в первые годы после свадьбы. Причины — тяжелое финансовое положение и недоговоренность о распределении обязанностей. С бизнесом то же самое.

Даже если Вы сплотитесь, и пройдете период становления, самая большая опасность подстерегает позже. Когда предприятие начинает приносить более-менее приличные доходы, начинаются споры по поводу распределения прибыли (прямо как в семье – муж хочет машину, а жена – на море). Начинается выяснение, кто больше делает для предприятия, чья работа важнее. Это приводит к взаимным обидам.

2. Бывают ситуации, когда привлечение соучредителей кажется неизбежным, например:

  • Идея бизнеса родилась при обсуждении с товарищами, и они тоже непременно хотят принять участие.
  • У Вас есть идея, но недостаточно средств для ее реализации.
  • У Вас есть идея, но без хорошего специалиста не обойтись.

И тем не менее, постарайтесь найти другой выход. Ищите инвестора, который ссудит Вам денег, без вхождения в состав учредителей. Попытайтесь упростить идею, чтобы уменьшить требуемые капиталовложения. Создайте другой небольшой бизнес, который позволит заработать средства, требуемые для основной идеи. Наймите хорошего специалиста, но не вводите его в состав учредителей.

3. Если все-таки привлечение соучредителей неизбежно – еще ДО регистрации предприятия составьте «брачный контракт».
В Уставе и Учредительном договоре четко опишите: как будут приниматься решения, распределение обязанностей, порядок распределения прибыли, процесс продажи долей, действия при ликвидации предприятия.

4. Варианты распределения долей уставного капитала:

  • 50%+50% самый тяжелый вариант, в трудной ситуации победит тот, у кого печать и право подписи.
  • 33%+33%+33% постоянная коалиционная война, победит тот, кто привлечет на свою сторону директора с печатью.
  • 25%+25%+25%+25% смягченный вариант первого случая, победят те, на чьей стороне находится директор с печатью.
  • 50%+25%+25% наиболее устойчивый вариант, контрольный пакет у одного учредителя, процентное соотношение остальных не так важно.

Вывод: в бизнесе как в армии, командир должен быть один.

5. Тщательно выбирайте соучредителей.

Привлекайте только эффективных людей, тех, кто реально будет помогать Вам тянуть этот нелегкий воз.

Привлекайте только надежных людей, тех, кто много раз подумает, прежде чем подставить Вас или бросить в трудной ситуации.

Привлекайте только людей с характером предпринимателя, тех, кто будет бороться вместе с Вами и будет готов нести убытки в случае неудачи Вашего первого совместного проекта.

6. В первые годы жизни предприятия устраивайте собрания учредителей минимум раз в месяц.

Собрания учредителей с отчетом по финансовым вопросам – залог долгожительства Вашего предприятия. Старайтесь делать отчетность максимально прозрачной для учредителей. Это позволит избежать взаимного недоверия партнеров друг к другу.

Цените Ваших друзей – создавайте свой бизнес самостоятельно!